Все привыкли к тому, что в спорте крутятся большие деньги — известные и талантливые спортсмены богаты, так же как тренера и другие причастные к организацию матчей люди. Никого не удивить внушительными призовыми за футбольный матч, медаль на Олимпиаде или просто на престижном чемпионате — спортсмены прикладывают невероятные усилия, чтобы превосходить в чём-то 99.9% популяции и получают за это заслуженную награду. Но совсем недавно в эту картину мира попал киберспорт — компьютерные игры соревновательного типа, и оказалось, что за виртуальные достижения организаторы готовы платить немногим меньше, чем за реальные. Разберёмся, за какие игры платят больше всего.
С каких пор киберспорт имеет собственные призовые?
Практически с момента своего появления. Соревновательные шутеры вроде CS появились ещё в ранних двухтысячных и почти сразу же начали организовываться любительские турниры, использующие ещё локальные сети. К концу десятых появился основной жанр, который сильно укрепил спрос на киберспорт — MOBA. Взрывная популярность Доты 2 и Лиги Легенд стали причиной для организации первых киберспортивных чемпионатов в том виде, в котором вы знаем их сейчас — как раз подоспели технологии стриминга и быстрого интернета, профессиональной игровой периферии.
Следующая волна соревновательных игр была другой: баттл-рояли (Fortnite), шутеры с героями (Overwatch и десятки его подражателей), но только поддержала тенденцию. Киберспортивные соревнования продолжали развиваться и получать хорошие призовые от спонсоров и рекламодателей. Получились такие же отношения, как у большого спорта с производителями спортивной одежды и инвентаря, только вместо Nike и Adidas выступали бренды товаров для геймеров и энергетические напитки.
Самые популярные игры в киберспорте:
- Дота 2;
- LoL (League of Legends);
- CS 2 (хотя в любительских или классических чемпионатах продолжают оставаться на предыдущих версиях игры);
- Starcraft (более актуально для азиатских мероприятий);
- Valorant.
Именно эти тайтлы предлагаются игрокам для участия в больших чемпионатах — они бывают как посвящёнными одной игре (вроде Доты 2 с её The International), так и сборными. Если вы фанат киберспорта и хотите, чтобы ваше хобби приносило пассивный доход, используйте лучший промокод для пари.
Esports World Cup
Это Олимпийские игры в мире киберспорта. Чемпионат проводится с 2003 года и с каждым годом только разрастается, включая в себя всё больше и больше дисциплин. Общий призовой фонд чемпионата на 2025 год составляет 70 000 000 долларов — внушительная сумма, которая гарантирует приличный выигрыш во всех играх, представленных в списке.
Соревнование считается самым масштабным по количеству игр, а также хорошо организованным в плане разделения призового фонда — общий бюджет чемпионата разделён на клубные награды и на индивидуальные, так что проявить себя на мероприятии могут киберспортсмены самых разных направлений.
Почему Esports World Cup так важен:
- помогает формировать положительный образ киберспорта — именно этот чемпионат служит витриной для целой индустрии;
- в отличие от чемпионатов по конкретным играм, данное мероприятие расширяет базу киберспортсменов путём вовлечения всё большего количества дисциплин;
- именно с подачи этого чемпионата были созданы и закреплены в киберспортивном сообществе многие форматы соревнований.
В течение более чем двадцати лет с момента первого проведения мы могли видеть, как призовой фонд рос и расширялся — возможно, через пару лет и нынешний внушительный приз в 70 000 000 долларов будет перекрыт новыми инвестициями в киберспорт. Примечательно, что в 2025 году событие спонсирует Саудовская Аравия, что является очень позитивным знаком для киберспортивной индустрии — когда к организации подключаются такие опытные игроки, бурное развитие гарантировано.
The International
The International — один из символов киберспорта, масштабное событие для дотеров и простых наблюдателей. Турнир по Дота 2, который организовывается непосредственно командой, ответственной за создание игры, проводится с 2011 года и всегда удивляет своим размахом и внушительными призовыми. На старте в 2011 году сумма для команды победителя не превышала 1 600 000 долларов, но в 2021 послепандемийном году достигло рекордных 40 000 000. Это связано и с повышением имиджа киберспорта в мире — больше зрителей, больше спонсоров, больше денег, — и с желанием владельцев Дота 2 поддерживать свою легендарную игру наравне с многими другими киберспортивными дисциплинами.
Примечательно, что в составлении призового фонда The International участвуют и миллионы обычных игроков по всему миру — это стало возможным благодаря системе Compendium, благодаря которой простые дотеры напрямую влияли на сумму. Однако новейшие чемпионаты The International показывают совсем противоположную тенденцию, так как Valve решили сменить направление взаимодействия с профессиональными и любительскими командами. Официально причины существенного снижения призовых фондов в 2022-2024 годах не разглашаются, но этому могут способствовать следующие причины:
- снижение расходов на маркетинг;
- критические изменения в системе Compendium — это привело к снижению интереса игроков, которые по большей части формировали призовые своими транзакциями;
- общее количество новичков в Дота 2 падает, мало «свежей крови» — игра на фоне своих сегодняшних конкурентов имеет большой порог входа.
Сложно предсказать, справится ли Valve с таким сложным периодом для своего чемпионата, но The International уже оставил огромный след в истории киберспорта и соревновательных видеоигр в целом.